Итак, все лыжные мероприятия, отмеченные в своде Региональной маршрутно-квалификационной комиссии образовательных организаций Санкт-Петербурга завершились. Мероприятия прошли без ЧП. В одной-двух группах в ближних (по Ленинградской области) походах были сходы участников по причине болезни, находящиеся севернее и дальше от дома дети не позволяли себе заболеть. К слову, болезнь участника на маршруте, если только речь не идет о сильной инфекции, подхваченной в городе, указывает или на слабый уровень физической подготовленности или на слабый уровень мотивации. Если ребенок хочет и обладает силами пройти по маршруту, на выезде он не болеет. Случается: заболевает после похода, и то ненадолго, буквально чтобы восстановиться.
Разнообразие районов, в которых в этом году проводились лыжные походы и сборы, позволило сравнить эти районы. Какие-то выводы из сравнений были предсказуемы с позиции опыта, но опыт есть не у всех, и не у всех есть способность воспринимать чужой опыт.
Начнем с самого сложного из задействованных района: с Хибинских тунд и Ловозерских хибин («хибины» по саамские - это и есть тундры). Все маршруты I - III категории сложности (5 походов) при объявленном уровне лавинной опасности были там пройдены, движения отдельных групп по запасным вариантам объяснялось погодой, точней - непогодой.Как и предполагалось, в районе Кандалакши (три маршрута I категории сложности и один маршрут 3 степени сложности) путешественникам пришлось много тропить, хотя и снегоходные трассы тоже присутствовали. Движения по озерам иногда осложнялось присутствием на льду верхней воды, но не лужами, а намокающим под лыжами снегом. При движении группы старались держаться ближе к центру озер: возле берегов воды больше и снег менее плотный. При ясной погоде ночью температура воздуха опускалась до -20-24°С, днем под солнцем поднималась до 0°, а на южных склонах до +4°С с подлипом теплого верхнего снега над холодным внутренним слоем.
Никто из пробивавшихся напрямик через район «Елки-тундры» не посоветует повторять этот опыт. Рельеф там марсианско-карельский, участки такого рельефа встречаются и в других места в Кандалакшском районе, но там они менее выражены.
Один из педагогов-туристов, впервые побывавших в районе Кандалакши, Лувеньгских и Колвицких тундр так сформулировал свое впечатление: «Для походов I - II категории сложности это очень хороший и интересный район, есть где походить, есть куда подняться. Более безопасный чем Хибины, хотя, возможно, не такой впечатляющий. Но зато гораздо более удобный для лыжных походов в весенние каникулы, нежели Ленинградская область. Ехать недалеко, билеты дешевые, инфраструктура есть, аварийных выходов много, снегоходных дорог тоже много».
С позиции прошлого опыта можно сказать, что кандалакшским группам повезло с погодой в этом году, да и все они на своих маршрутах старались не спускаться к урезу Белого моря. Там всегда более сыро. Ну а тот вывод, что первый кольский детский лыжный поход стоит проводить в Кандалакше и только потом перебираться в Хибины, имеет отношение к прошлому опыту петербургских педагогов-туристов. Хорошо, что он подтвержден весной этого года.Этой весной лыжные походы групп детского Т\К "Восхождение" (ГБУДО ДДТ "Фонтанка-32" Центрального района, два степенных похода и одна «единичка»), прошли в новом для ребят регионе - в Карелии, в районе горы Воттоваара. Ребята встретились со следующими походными трудностями: тропёжка, мокрый снег, подлип. Двигались в основном «параллельно рельефу» по дорогам и по озерам. Трудный карельский рельеф встретился при подъеме на Воттоваару и на подходах к озеру Пизанец.
У севера Ленинградской области и конкретно у Карельского перешейка, как района для проведения категорийных лыжных походов, есть тот недостаток, что маршруты таких походов проходят в основном по местам, пройденным юными туристами в «походах выходного дня» и в степенных учебных походах. К тому же с погодой и со снегом здесь, в общем, «как повезет». Можно пройти на лыжах, а можно пройти на ногах. Отсутствие новых впечатлений и близость к дому в совокупности понижают способность детей терпеть на лыжном маршруте. Возможно именно этим и объясняется, что заболевшие участники походов нашлись только в «близких походах». За детскими организмами известна такая особенность, что когда им чего-то недостаточно хочется (например, в школу или из шатра в мокрый лес), их температура может повышаться без всяких механических ухищрений с их стороны.
Если продолжать поиски новых лыжных маршрутов на территории Ленинградской области, то стоит обратить внимание на восток, на Вепсскую возвышенность, правда добраться до нее оказывается сложнее, чем доехать до Кандалакши или до Имандры. Не исследованной юными туристами Санкт-Петербурга остается Архангельская область. Надеемся, за год руководители групп и их подопечные сумеют подготовить маршруты и по этой северной поморской области нашей страны.В настоящее время юные туристы-лыжники Санкт-Петербурга готовят отчеты о своих путешествиях для участия в региональных соревнованиях походов и экспедиций обучающихся. Подготовят, представят, - и мы узнаем подробности. Устная защита совершенных походов состоится 25 апреля в помещении Музея истории детско-юношеского и молодежного туризма России (Городская станция юных туристов ГБОУ «Балтийский берег»).
Для иллюстрации данного сообщения использованы фотографии сделанные в Карелии (т/к «Восхождение»), в районе Кандалакши (т/к «Покров»), в Хибинах (ПФМЛ № 239).